среда, 14 июля 2010 г.

Улучшаем память малыша.


Предлагаю комплекс упражнений для развития кратковременной и долговременной памяти разных видов. И направлен он как раз на то, чтобы родители смогли самостоятельно научить ребенка запоминанию, что самым наилучшим образом «аукнется» в школе.
Упражнения на развитие зрительной памяти
«10 картинок»
Для упражнения понадобиться 10 картинок с изображениями различных, знакомых ребенку, предметов. Предложите малышу рассмотреть эти картинки, а затем через 30 секунд попросите ребенка назвать все предметы на картинках, которые он смог запомнить.
Проверка кратковременной памяти: если 6-7-летний ребенок из 10 картинок назвал хотя бы 6-7 — результат очень хороший.  Далее следует показать ребенку те картинки, которые он забыл назвать, а затем через 10 минут (и через час) попросите ребенка снова вспомнить изображения. Проверка долговременной памяти: ребенок в лучшем случае должен назвать 7 и более картинок — результат отличный.
«Запомни и нарисуй»
Разложите перед ребенком карточки с изображением различных геометрических фигур, цифр, букв. Уберите картинки и предложите ребенку изобразить на листе все, что он запомнил.
«Я — художник»
Предложите ребенку роль художника (фотографа, детектива), который в состоянии запечатлеть любой предмет (явление, ситуацию). Допустим, ребенок внимательно рассматривает все предметы, лежащие на письменном столе, затем закрывает глаза и перечисляет все, что он запомнил.
«Запомни картинки»
Вместе с ребенком рассматривайте в течение 40 секунд 10 картинок, затем уберите их и называйте по очереди все, что запомнили. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, которая не была доселе названа.
«Что изменилось?»
Разложите на столе 5-8 фигурок (игрушек). Малыш должен внимательно их рассмотреть и затем отвернуться. Пока он не видит, надо убрать несколько картинок, а на их место положить новые или же поменять две картинки местами. Когда ребенок повернется, у него надо спросить, что изменилось, какие картинки (игрушки) новые, какие убрались или поменялись местами.
Упражнения по развитию слуховой памяти
«10 слов»
Прочитайте ребенку 10 слов и попросите его после прочтения повторить те слова, которые он запомнил. Среднестатистический дошкольник в состоянии повторить 5-6 слов — это хороший показатель для кратковременной памяти. Далее следует назвать ребенку те слова, которые он забыл. По прошествии одного часа необходимо вернуться к упражнению и попросить ребенка вспомнить все названные ранее слова (в этот раз маме слова называть не стоит).  Долговременная память считается хорошей, если ребенок вспомнил хотя бы 7-8 слов.
«Слушай и повторяй»
Постучите карандашом по столу и попросите ребенка воспроизвести услышанное.
«Я положил в мешок...»
Такая игра будет очень интересна и полезна для развития памяти в длительных поездках. Первоначальную фразу может сказать мама, допустим: «Я положила в мешок помидор», следующий, кто будет говорить, это может быть ребенок повторяет услышанное, но при этом добавляет свое «вложение». Допустим: «Я положил в мешок помидор и огурец». Третий игрок должен добавить третье слово (яблоки, груши и др.) и повторить полученную фразу целиком. Кстати, эта игра служит для развития объема памяти.
«Опосредованное запоминание»
Положите перед ребенком карточки с изображениями предметов (обезьяна, сыр, книга, луна, мороженое). Скажите, что сейчас вы прочтете слова, которые надо запомнить, а ребенку следует при этом подбирать картинки соответствующей тематики, которая и была бы «помощницей» для воспроизведения слов, прочитанных вами. Слова для запоминания в данном случае будут такими: еда, учеба, зоопарк, ночь, сладость). К примеру, при слове «ночь» ребенок должен выбрать карточку «Луна». Затем ребенка нужно попросить повторить слова, которые он запомнил. Через 15 минут покажите ему картинки, которые он выбрал для запоминания и попросите вновь назвать слова. Количество правильно названных слов дает возможность видеть, насколько у малыша развиты логические связи в процессе запоминания.
Упражнения для развития тактильной памяти
Стоит напомнить, что тактильная память заключается в способности запоминать ощущение от прикосновения к различным предметам.
«Что это?»
Для упражнения необходимо приготовить разные на ощупь предметы: теплые, холодные, гладкие, шершавые, мягкие и твердые.  Часть игрушек следует положить на стол, а другую часть — под стол. Предложите малышу потрогать предметы, а затем назвать, что лежит на столе, а что под ним.
«Дощечки»
Для данного упражнения необходимо приготовить 10 дощечек с разной поверхностью, проставить на них порядковые номера и наклеить следующие материалы: 1 — мех, 2 — наждачная бумага, 3 — фланель, 4 — расплавленный воск со свечи, 5 — толстый шнурок, 6 — спички или палочки, 7 — целлофан, 8 — фольга, 9 — бархат, 10 — вельвет. Разложите дощечки в ряд согласно порядковым номерам.
Пусть ребенок закроет глаза и тщательным образом ощупает все поверхности. При этом ему необходимо запомнить в каком порядке лежат дощечки. Затем следует перемешать дощечки и попросить малыша на ощупь разложить их в заданном порядке (позвольте ребенку потренироваться несколько раз).
Упражнения для развития моторно-зрительной памяти (память на движения)
«Запомни движение»
Покажите малышу движения, которые состоят из нескольких действий (желательно 3-4 действия). Он должен повторить эти действия сначала в заданном порядке, затем в обратном. К примеру, повернулись по часовой стрелке, покачались, помахали руками, присели.
«Согласованные действия»
Встаньте рядом с ребенком и предложите ему показать парные действия (пилка дров, гребля в лодке, перемотка ниток, парный танец). Затем попросите ребенка вспомнить последовательность действий: какое движение было вторым, четвертым, первым, третьим?
«Выложи узор»
Следует выложить на столе несложный узор и попросить малыша запомнить его (цвета, количество деталей и т.д.). Затем узор следует разобрать и попросить ребенка выложить точно такой же.
Многие упражнения несложны по своему выполнению, но есть и такие, над которыми придется потрудиться ребенку. Не стоит стремиться выполнить все и сразу, лучше всего выполнять ежедневно по несколько упражнений из каждого комплекса. Ребенку должно быть в первую очередь интересно и привлекательно, а не тяжело и скучно.
Лучше всего проводить занятия как увлекательную игру, чередовать одно умственное задание с «разгрузочным».
Не забывайте периодически повторять пройденный материал. Недаром же существует пословица «Повторение — мать учения».
Старайтесь ассоциировать пройденный материал с каким-либо явлением, образом или действием. 
Постарайтесь разнообразить рацион питания вашего ребенка, который должен быть не только разнообразным, но и богатым фосфором, йодом, железом, магнием, цинком, витаминами.
Основными продуктами, которые смогут существенно «накормить» мозг, являются: овощи, ягоды, мед, орехи, злаки, нежирное мясо, рыба, молочные продукты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий