вторник, 10 августа 2010 г.

Фотографируйте играючи!

 

clip_image001
Я знаю одну очень интересную игру, в которой все её участники (взрослые и дети) непременно выигрывают. Бонуса два: разделённая друг с другом радость общения и яркие, запоминающиеся, а главное, живые фотографии. Название этой игры – детская репортажная фотосъёмка. Правила этого увлекательного действа просты. Вот они:...
Создавайте моменты
«Лови момент!» - девиз фотографа. Но заветное мгновение можно ждать долго и, так и не дождавшись, уснуть, например. Не изящнее ли сначала создать яркие сюжеты, а потом их сфотографировать? По-моему, это не только проще, но и интереснее!!! Тем более, когда речь идёт о фотосъёмке детей.
Максимально ярко дети раскрываются в игре, спортивных и творческих занятиях, общении, обучении (конечно, речь идёт об игровом обучении, а не о зубрёжке). Во время таких любимых ими видов деятельности малыши выражают самые непосредственные, неподдельные эмоции. Вам остаётся их только сфотографировать.
Включайтесь в игру
Фотографируя играющих детей со стороны, можно получить интересные снимки. Но если вы станете участником игры и будете фотографировать её как бы изнутри, с точки зрения её участника, то и ценители ваших фотографий смогут увидеть детей так, как будто сами играют с ними. А это очень интересный ракурс. Чтобы фотоаппарат не мешал такой игровой фотосъёмке, научитесь фотографировать навскидку, очень быстро. Современные фотокамеры позволяют это делать, благодаря быстрой скорости автофокусировки и большому разрешению матриц на цифровых камерах.
Как количество мегапикселей связано с оперативностью во время фоторепортажа, спросите вы? Напрямую! В погоне за моментом вы можете не тратить время на выстраивание кадра композиционно, а сделать это после фотосессии при обработке фотографий, например, в программе Photoshop, скадрировав снимок заново (обрезав лишние фрагменты изображения). Это можно будет делать уже не спеша, учтя все законы композиции.
Сделайте фотоаппарат участником игры
Дети реагируют на фотокамеру по-разному. Помню, однажды маленькая девочка, испугавшись одного только вида моего профессионального фотоаппарата (большого и черного), со всех ног побежала к маме, спрятавшись у неё под «крылышком». Иногда дети смущаются, чаще начинают позировать, что ещё хуже. В отличие от взрослых малыши прекрасно проявляют эмоции непосредственно (неосознанно). А вот когда они пытаются изобразить что-то мимикой и пантомимикой намеренно, получается, как правило, гротескно, натянуто.
Итак, со смущением, страхами и позёрством надо бороться! Как? Очень просто! Станьте интереснее фотоаппарата, захватив всё внимание детей своей персоной, предлагаемой вами игрой. Если у вас получится сфокусировать всё их внимание на этом, то сам процесс фотосъёмки автоматически станет для всех её участников чем-то второстепенным, как бы превратится в фон. Интересно, что элементы такого подхода можно использовать не только в фоторепортаже, но даже и в постановочной портретной фотосъёмке. Так, например, снимая портрет, я закрепляю фотоаппарат на штативе, готовлю его к съёмке и начинаю разговаривать с ребёнком, сидящим напротив меня о его любимых играх, блюдах, друзьях, мультфильмах, мечтах...
Короче, подойдёт любая тема, которая цепляет моего маленького собеседника. Я почти целиком погружаюсь в наш разговор, за исключением указательного пальца правой руки. Он фотографирует. :) Беспроигрышный вариант – сделать фотоаппарат частью игры, например, прятаться за него и выглядывать. Дети ухахатываются, а вы снимаете. Всем хорошо! Если контакт с ребёнком уже хорошо налажен, играем с ним в эмоциональные прятки. Выглядывая из-за фотоукрытия, показываем малышу каждый раз новую эмоцию. Если он её зеркалит, значит, вы находитесь на одной волне взаимодействия с ним. Можно не сомневаться, что в этом случае фотосессия удастся на славу!
Организуйте групповые взаимодействия
Гармоничное взаимодействие нескольких детей в игре или другой деятельности – мечта детского фоторепортёра. Но наличие группы детей не является гарантией успеха. Скованность во вновь сложившихся группах и пресыщенность от общения друг с другом в компаниях знакомых – две распространённые крайности. В первом случае, мы коллектив сплачиваем. Психологи знают, что телесный контакт способен быстро пробить барьеры в общении. Поэтому в психологических тренингах столько прикосновений. Но не заставлять же нам детей обнимать друг друга?! Конечно, нет, потому как есть игры, в которых они это будут делать с удовольствием.
Например, игра «Поезд». Кто будет паровозиком? А теперь вагоны, быстро цепляйтесь к нашему локомотиву! Крепко-крепко держитесь, чтобы в дороге не оторваться. А теперь покажите мне, как поезд гудит! Да разве так гудят? Поднимайте руку, как я! Взяли ладошкой ручку нашего гудочка (воображаемую, конечно). Ту-ту!!! Поехали! Какие станции встретятся на нашем пути? Да какие хотите. Я люблю фотографировать детей на станциях «Прыгалки», «Обнималки», «Пряталки», «Рисовалки»...
Драйва в знакомую компанию могут добавить соревновательные моменты. Например, задача: сфотографировать детей, изучающих географическую карту. Скукотища! А на карте изображены зверушки всякие, рыбки, птички. Затеваю с группой детей игру «Кто быстрее всех найдёт ...». Всё, эффект достигнут.
Ломайте застой креативом
Если событие, которое надо фотографировать, проходит вяло, а его участники никак не могут раскрепоститься, то ситуацию можно переломить какой-нибудь неожиданной выходкой, фотографическим хулиганством. Однажды я снимал детский День рождения в магазине, продающем игрушки-полуфабрикаты. Дети должны были своими руками сделать себе мишек, наслаждаясь этим захватывающим процессом. Но как-то веселья не получалось. Видимо, наложились друг на друга сразу несколько неблагоприятных для детского праздника факторов: компания малознакомых детей, новая территория, сонный аниматор и т.д. И вот уже всё подходило к завершению, дети оформили свидетельства рождения своим мишкам, посадили их в коробочки в виде домиков и скучали. Фотосессия завершалась, так и не успев начаться. Ни одного удачного снимка! А что снимать было? Лица детей, выражавшие полную отрешенность? И тут меня пробило.
Я привлёк внимание детей, просунув палец в окно одной из коробок-домиков, и как завоплю на весь магазин: «Ой-ой, меня мишка за палец ущипнул». Дети начали кататься со смеху, умоляя повторить. Моя фотовспышка едва успевала перезаряжаться (я работал тогда с отраженным от потолка светом). За 10 минут я перевыполнил план двухчасовой фотосессии по удачным снимкам. Да и дети оттянулись на славу. После этого прорыва психологической плотины они начали общаться друг с другом, играть, смеяться.
Помните о главном
Фотосъёмка детей в игре, особенно когда ты сам включен в неё, очень захватывающий процесс. Даже погрузившись в него с головой, всё же необходимо помнить о двух важных задачах. Первая – это забота о безопасности всех участников процесса, в том числе и психологическая безопасность (предотвращение детских конфликтов, страхов, личностного дискомфорта). Ну и, конечно. не сбить с ног ребёнка во время передвижения, не ударить фотоаппаратом, не наступить. Это должно работать на автомате. И второе, о чем необходимо помнить: несмотря на то, что процесс общения с детьми такой интересный и захватывающий, получая безмерное удовольствие от общения и игры с ними, не забывать их… фотографировать! Фотографировать, играючи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий