вторник, 10 августа 2010 г.

Учимся есть самостоятельно

 

clip_image001
Один из первых навыков самообслуживания – умение есть ложкой и пить из чашки. Первый шаг к этому малыш делает примерно в полгода, когда начинает держать в руке кусочки твердой пищи. Примерно в год ребенок предпринимает активные попытки есть без помощи взрослых, проявляет интерес к столовым приборам; крайне важно не упустить момент заинтересованности малыша. Полностью самостоятельно есть ребенок способен уже к полутора-двум годам, делать это опрятно – к трем, а в четыре может вполне сносно управляться ножом и вилкой.
Когда начинать учить ребенка есть самостоятельно?
Первое знакомство с едой взрослых происходит примерно в полугодовалом возрасте, когда ребенок начитает проявлять интерес к содержимому материнской тарелки. В это время сторонники педагогического прикорма рекомендуют начинать знакомить ребенка с пищевым разнообразием; тогда же ребенок делает первые попытки использовать по назначению столовые приборы.
Как правило, в годовалом возрасте у малышей появляется активное стремление к самостоятельности. Во время кормления он тянется за ложкой, пытается сам зачерпнуть пищу. В результате этих первых неуклюжих попыток чаще всего еда вываливается или проливается задолго до того, как ложка достигнет рта. Невзирая на это, маме следует поддержать инициативу ребенка – при проявлении ребенком интереса обучение происходит быстро и эффективно.
Начинать учить ребенка лучше всего с густой пищи (каши, пюре и т.п.). Так он меньше будет пачкать одежду, да и в рот попадать будет больше. После того, как малыш начнет уверенно справляться с такой пищей, ему можно доверить есть суп. Полностью самостоятельно съесть обед ребенок вполне способен уже к полутора-двум годам, сделать это полностью опрятно – к трем. Четырехлетний ребенок может вполне сносно управляться ножом и вилкой.
С чего начать обучение ребенка самостоятельной еде?
Умение самостоятельно есть и базовые навыки поведения за столом совершенно необходимы ребенку в детском саду. Самое главное — не упустить наиболее благоприятный момент для формирования этого навыка. При потере интереса к манипуляциям с ложкой, тарелкой и чашкой, родителям будет значительно сложнее научить ребенка есть самостоятельно. Дети склонны подражать родителям – поэтому им нужно на собственном примере показывать ребенку, как правильно пользоваться столовыми приборами и вести себя за столом.
Очень важно начинать обучение, когда ребенок здоров физически (в первую очередь он не должен страдать от прорезывания зубов), находится в хорошем настроении, склонен к освоению нового, и главное – когда он проголодался. Начиная обучение, нужно приготовить сразу несколько ложек и запастись терпением. Однако самостоятельная еда все же не должна превращаться в игру – это может создать проблемы последующего поведения во время еды. Если ребенок наелся и начал капризничать – лучше не настаивать и отложить обучение до следующего приема пищи.
На начальном этапе не стоит добиваться, чтобы ребенок обязательно все доедал до конца. Важно, чтобы он получал удовольствие и от самой пищи, и от процесса еды.
Какую посуду использовать при обучении?
Наилучшим вариантом является обычная чайная ложка с неострыми краями. Для малышей старше года она не представляет никакой опасности – период, когда они пробуют грызть любой твердый предмет, уже позади. Недаром исстари существовал обычай дарить детям на «первый зубик» серебряную ложечку, которая становилась их первым столовым прибором; однако прекрасно подойдет и ложечка из нержавейки – тем более что этот материал нагревается гораздо медленнее серебра.
Удобна и функциональна термочувствительная металлическая ложка, которая имеет особое покрытие, защищающее зубки от повреждения и реагирующее на слишком высокую температуру пищи. Ее форма – практически такая же, как и у обычных чайных ложечек, поэтому впоследствии дети легко переходят на обычную ложку.
У анатомической ложки ручка изогнута таким образом, чтобы удобнее поднести пищу ко рту. Однако это преимущество может обернуться тем, что впоследствии малышу придется заново привыкать к обычной форме. Существуют также совсем детские ложки с толстой мягкой ручкой, предназначенные для малышей от трех месяцев – являющиеся скорее игрушками, нежели столовыми приборами и выполняющие больше ознакомительную функцию. Так что использование специальных детских ложек возможно, особенно для полугодовалых (и даже младше) детей – но совершенно не обязательно.
Тарелка и чашка в период обучения должны быть из термостойкого небьющегося пищевого пластика. Тарелку стоит использовать устойчивой формы – с плоским дном и высокими краями. Очень удобны тарелки с присоской для фиксации на столе, а также – термотарелки, имеющие полость для горячей воды, которая замедляет остывание пищи.
Стоит ли во время еды использовать игру?
Чтобы накормить ребенка, родители нередко используют самые разные «отвлекающие» методы: элементы игры, чтение книжек, просмотр мультфильмов; обещают награду за «хорошую еду», и даже угрожают наказанием, если ребенок «плохо кушает». Однако, несмотря на свою распространенность, эта модель поведения неверна. Большинство педиатров советуют не настаивать, если ребенок не голоден и не хочет есть. Дело в том, что аппетит сигнализирует о физической готовности организма к еде – выделении желудочного и кишечного соков, освобождении тонкого кишечника, и так далее. Если организм не готов к приему пищи, ребенка не стоит заставлять есть – все равно большая часть съеденного не усвоится. К тому же излишняя родительская настойчивость может вызвать устойчивое негативное отношение к процессу приема пищи.
Какие правила поведения за столом ребенок должен усвоить?
Начинать прививать основы «этикета за столом» стоит с первого кормления «с ложечки». Ребенок должен быть сосредоточен на еде, не должен надолго отвлекаться, пачкаться и плеваться. Если ребенок стал капризничать – лучше сразу прекратить кормление, чтобы он запомнил, как нельзя вести себя за столом.
После года, когда малыш начнет активно учиться есть самостоятельно, на первых порах неудачи неизбежны. Но он должен постоянно видеть перед собой позитивный личный пример членов его семьи. В этом плане очень хороша традиция совместных семейных трапез. Не стоит делать ребенка центром внимания, нужно дать ему понять, что за столом все равны.
Необходимо, чтобы примерно к трем годам ребенок усвоил, что из общего блюда нельзя брать своей вилкой или ложкой, для этого есть особый прибор; что накладывать себе нужно столько, сколько можешь съесть; что выискивать себе самый лучший кусочек – неприлично; что обед – плохое время для игр и шума. Кроме того, малыш должен знать, что неприлично и даже опасно выходить из-за стола, не закончив еду или с непрожеванной пищей во рту.
Александр Кузнецов

Комментариев нет:

Отправить комментарий