среда, 6 октября 2010 г.

Детская дружба – как это бывает? Часть 1

clip_image001

Детская дружба, безусловно, понятие динамичное, которое изменяется с возрастом. Однако есть «частные случаи», лежащие словно вне этой классификации, и на них хотелось бы остановиться подробнее. Итак…

Аня + Ваня = ?

Дружба между мальчиком и девочкой
Лет до трех детишкам все равно, кто играет с ними рядом – мальчик ли, девочка – главное, чтобы было весело. Однако уже после 3-4 лет малыши начинают отдавать предпочтение друзьям одного с ними пола, играя преимущественно «компаниями»: девочки – в свои девчачьи дочки-матери, мальчики – в свои мальчуковые войнушки.
В этом есть смысл – ребенок начинает ощущать себя существом определенного пола, ему необходимо определиться, в каком он «лагере» и освоить повадки тех, кто с ним, скажем так, одной крови. И девочки, и мальчики в играх имитируют типичные занятия взрослых того же пола, «заучивая» соответствующие роли и практикуясь в них. Особенно это становится важно в 5-6 лет, в период так называемой эдипальной фазы – поры идентификации себя с отцом либо матерью.
В этом возрасте игры уже не просто разграничены на девчоночьи и мальчишечьи – обе «стороны» считают неприемлемым для себя выполнять «чужую» функцию. Поэтому даже если компания ребят играет в «профессии» – мальчик будет играть только подобающие ему роли – летчика, путешественника, автогонщика, избегая традиционно женских. Быть нянями, учительницами и поварихами, скорее всего, согласятся только девочки.
В младшей школе эти различия несколько отходят на второй план, дети в большинстве своем «мирно сосуществуют на одной планете», однако годам к 10-11 мальчишки и девчонки вновь оказываются в двух разных «мирах», противоборство между которыми заканчивается лишь с окончанием подросткового возраста, сменяясь стремлением к гармонии и взаимодействию.
Однако общие тенденции – одно, а дружба между конкретными мальчиками и девочками – совсем другое. В любом возрасте может образоваться «парочка», отношения в которой основываются именно на дружбе, общих интересах, и такие дружеские связи бывают даже крепче, чем у приятелей одного пола – иначе эти отношения просто не выдержали бы испытания насмешками и непониманием со стороны ровесников.
К таким парам (хоть детсадовским, хоть школьным) взрослым следует относиться внимательно, не подсмеиваться, не упражняться в остроумии на их счет и не увлекаться «далеко идущими» матримониальными прогнозами – ведь детские души так легко ранить… Будем же деликатны в таких вопросах.
И отдельно хотелось бы остановиться на случаях «игры на чужом поле», когда мальчик играет сплошь с девчонками, причем в их же игры, исполняя именно женские роли – к примеру, возится часами с куклами в компании подружек. Взрослым следует хорошо задуматься о роли мужчин в семье, о том, достаточно ли общается такой мальчик с отцом, дедом, и насколько весом авторитет мужской половины в семье… Все сказанное относится и к барышням, целыми днями гоняющим в футбол с дворовыми мальчишками – родителям также необходимо честно ответить себе на вопрос, не слишком ли они хотели мальчика и как следует развивать личность дочки, чтобы все же сформировать в ней женственность.
Вопросы о неправильной половой идентификации пусть вас не беспокоят до подросткового возраста – неопределенность ролей допустима еще даже в пубертате, однако все же следует иметь в виду, что воспитательный стиль следует несколько пересмотреть.

Старшие-младшие…

Возраст друзей
Как известно, большинство дружеских отношений завязывается между ровесниками, плюс-минус год-другой. Этому способствует тот факт, что первые дружеские связи формируются в коллективе детей одного возраста – в группе детсада, в классе, в отряде летнего лагеря. Однако бывает и по-другому: ведь друзей находят и в дворовых компаниях, и в кружках-секциях, и даже в больничной палате. И уж там возраст не всегда совпадает.
Когда друзья практически одного возраста – вопросов у взрослых практически не возникает: дружба в этом случае формируется у детей на условиях равенства, общности интересов, игр, увлечений.
Однако бывают еще и «особые» предпочтения – когда ребенок не в силу сложившихся обстоятельств, а специально выбирает себе в друзья ребят с существенной разницей в возрасте. Если это дружба с более старшими, объяснений чаще всего два.
Первый – когда ребенок выращен взрослыми и не привык общаться с ровесниками (соответственно, интересы, взгляды и даже лексика у такого малыша – словно у маленького профессора, ему с ровесниками скучно, да и им с ним неуютно).
Второй вариант – ребенок рано начинает понимать, что взрослая компания будет снисходительней к нему, что ему будут покровительствовать, «вести» за собой. Если ребенку необходим именно такой стиль отношений – он будет искать ребят постарше, которые возьмутся «покровительствовать». Здесь родителям нужно быть внимательными: хорошо, если это будет компания с социально приемлемыми ориентирами. А если нет?
А вот если ваш ребенок, напротив, стремится общаться с малышами, то не исключено, что таким образом он хочет самоутвердиться в роли лидера, «ведущего», «главного» – в случае, если эта роль не далась ему в компании ровесников. Это неплохо, главное – следить, чтобы ваш маленький лидер сеял среди малышей разумное-доброе, учился быть ответственным и взрослым, а не верховодил ими на почве силы и страха.
Есть и другой сценарий, характерный больше для девочек: именно они любят возиться с маленькими, и это нормально – таков их природный инстинкт, и малышка в этом случае примеряет на себя роль мамы, учительницы – словом, старшей женщины. Такую дружбу стоит поощрять – девочке эти навыки всегда пригодятся.

Мы в детстве на соседних горшках сидели!

Дружба с детьми родительских друзей
В отличие от «назначенных» родителями друзей, в этом случае отношения между ребятишками завязываются естественно и также нередко перерастают в настоящую дружбу. Предпосылок для этого множество: раз родители дружат – значит, у них общие интересы, сходны жизненные ценности, взгляды на воспитание близки – поэтому и дети впитывают все это, что называется, с молоком матерей.
Однако так случается не всегда. Дружба не получается нередко по вине самих же взрослых, если они привносят в общение детей дух нездоровой конкуренции. Этому пагубному процессу особенно способствуют некорректные сравнения вроде: «А вот Настенька уже читает, а ты? Даже буквы выучить не можешь!», «Настя такая послушная, маме помогает всегда, а ты перечишь каждому моему слову!», «Настюша победила на конкурсе детских рисунков!» и, наконец, «Настя учится на одни пятерки!» – этого будет вполне достаточно, чтобы вчерашняя подруга возненавидела ни в чем не повинную Настю на веки вечные.
Кроме того, вопреки расхожему мнению о том, что «яблочко от яблоньки недалеко падает», нередко это оказывается не совсем так, и даже совсем не так – случается, что дети вовсе не похожи по характеру на своих родителей, что и немудрено: и гены наполовину другие, и воспитание отличается… Вот и выходит, что хотя две закадычные подружки обожают друг друга с детства, но одна из них лишь с большим трудом может переносить ребенка второй: и вредный он, и ноет все время, и не считается с другими… В этом случае скрытый родительские негатив, прочитываемый нашими детьми интуитивно, «по наследству», передается ребенку, и отношения детей не складываются.

Ну а об остальных «частных случаях» мы поговорим в следующий раз ...

Комментариев нет:

Отправить комментарий