суббота, 3 марта 2012 г.

Как приучить ребенка к самостоятельной игре

Мечта любой мамы: ребенок самостоятельно играет в своей комнате, а она может в это время переделать массу различных дел. Но все ли дети способны играть самостоятельно, с какого времени возможна самостоятельная игра ребенка, стоит ли приучать ребенка к игре одному? Эти вопросы волнуют практически всех родителей.
В норме ребенок способен полноценно играть самостоятельно с позднего младенческого возраста – приблизительно на третьем году жизни. До этого возраста важно учить ребенка играть вообще и оставаться при этом одному, но при условии, что взрослый будет находиться поблизости (в одном помещении с ребенком). И всегда может прийти на помощь, когда малыш устал или хочет сменить игру.
Также важно помнить, что приучение ребенка играть самостоятельно нужно начинать постепенно, когда ребенок здоров, сыт, спокоен и находится в хорошем настроении.
Как учить малыша играть самостоятельно
Как же приучить ребенка к самостоятельной игре?
Прежде всего, надо подбирать игрушки и игры, которые располагали бы его к игре. Это могут быть кубики, куклы, матрешки, разборные пирамидки. А когда ребенок подрастет, можно дать в его распоряжение конструктор, мозаику, настольный строитель. С ними малышу лучше всего играть самостоятельно. Но сами по себе игрушки не решают дела. Их надо обыграть вместе с ребенком, подсказать, во что и как играть. Особенно это важно для самых маленьких, так как они еще не имеют достаточного опыта, чтобы играть самостоятельно.
Часто роль взрослых в организации детской игры сводится к тому, что они говорят малышу:
- Ну что ты ходишь за мной? Вот сколько игрушек у тебя, бери любую и играй!
Но этого вовсе недостаточно, чтобы малыш начал играть самостоятельно. Требуется совсем другое: надо подсказать ребенку варианты такой игры. Сколько прелести и обаяния для него приобретает даже старая игрушка в руках у взрослого! Например, кукла, «заговорившая» с малышом, мяч, ловко прыгающий в такт под простую песенку или считалочку, матрешки, выстроенные в хоровод... Научите малыша таким простым действиям, чтобы у него возникло желание играть.
За самостоятельность полезно ребенка поощрять: рассадил кукол, расставил кукольную посуду, сложил кубики, выложил узор из цветной мозаики, собрал что-то из конструктора, — можно показать всем результаты, похвалить за самостоятельность. Подчеркнуть, что это он сам сделал, без помощи взрослых.
Хорошо руководить самостоятельной игрой ребенка исподволь, чтобы это руководство осталось им не замеченным.
... Марина играет с бабушкой в куклы. Сюжет игры, как и подобает трехлетнему ребенку, весьма незамысловат: куклы-дочки гуляют, спят, едят, ходят в гости друг к другу... Как создать у ребенка желание продолжить игру с куклой без участия взрослых?
Бабушка говорит, что уезжает со своей дочкой в другой город, к папе, а Марина со своей дочкой приедет туда в гости, когда им пришлют приглашение. Продолжение игры идет в условиях, естественно вытекающих из самого содержания игры: оставшись дома, девочка готовит обед, гуляет с куклой-дочкой, ходит с ней на почту, чтобы узнать, нет ли письма из города, куда уехали ее друзья, собирает вещи к отъезду и т. п.
На первых порах все эти действия подсказываются взрослым. Таким образом, ребенок поставлен перед необходимостью играть одному.

Комментариев нет:

Отправить комментарий