четверг, 12 июля 2012 г.

Математика для малышей

 

Мышление ребенка двух – трех лет имеет наглядно – действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира, представление о количестве, форме, размере происходит в ходе изучения окружающих предметов.

Чем более насыщенной будет окружающая среда, тем лучше. В пределах досягаемости малыша всегда должны находиться матрешки, пирамидки, конструкторы, крупные деревянные бусы, мозаики разных цветов. Не препятствуйте ему осваивать и предметы взрослого обихода: банки для сыпучих продуктов, набор кастрюль и сковородок разного размера с небьющимися крышками. Заведите так называемую сенсорную коробку – ее наполняют предметами, объединенными одним каким - то свойством. Например, ложками – одинаковыми по форме, но разной величины.

У математики – свой особый язык. Как обучить этому языку? Просто говорите на нем с маленькими детьми. Именно так, стихийно дети и учатся считать: взрослые обозначают количество числительными и многократно повторяют это для ребенка. Так в его сознании появляется особая характеристика бытия - количественная.

Знакомимся с понятиями «один» и «два». Обратите внимание малыша на то, у человека две руки и две ноги, два глаза и два уха, но один нос и животик. Соответственно, варежка и обувь всегда покупают и продают парами, а шапки – штуками. Попросите ребенка подобрать пару к варежке, к носку. Учите, его показывать на пальчиках свой возраст. Разыгрывайте с детьми потешки с числительными на пальчиках, а затем с использованием фигурок на столе.

Начальное представление об упорядоченной последовательности можно получить на примере нанизывания бус, гирлянд, на примере сказок, в которых действующие персонажи появляются один за другим, образую упорядоченную цепочку. Как правило, в этих сказках последовательность строится по возрастанию или убыванию какого – либо признака, чаще всего - размера.

В повседневных ситуациях ребенок усваивает обобщенное представление о количестве. За обедом мы спрашиваем, положить ему много или мало каши, картошки. На прогулке попросите его насыпать в одно ведерко много песка, а в другое - мало. Еще одна обобщенная характеристика количества выражается словами «пустой» и - «полный». Эта характеристика относится к различным емкостям. За завтраком обратите внимание, что вы принесли полный чашку чая, полную кастрюлю супа, а затем она опустела – суп съели.

При одевании и раздевании самое время знакомиться с прилагательными, обозначающими размер предметов и одежды, обуви На прогулке сравнить следы взрослого и ребенка, Обобщенное представление о размере формируется посредством слов «большой» - «маленький». Предложите ребенку подобрать одежду для кукол, посуду, мебель по размеру, сделать большие и маленькие куличики. Разложите в две коробки парные по названию, но контрастные по размеру предметы. Это могут быть суповые и чайные ложки, большой мяч и маленький.

Предложите детям подобрать пары, называя, где большой предмет, а где - маленький.

Чтобы помочь ребенку усвоить понятия «длинный и «короткий», поместите в коробку пояса разной ширины, ленты, нитки в клубках, прутики, карандаши. Сначала исследуйте вместе с ребенком содержимое коробки, сопровождая комментарием каждую вещь. Потом предложите составить пары: длинная нитка – короткая нитка, длинный пояс – короткий пояс. Пусть малыш проложит между двумя игрушечными домиками длинную и короткую дороги.

К трем годам малыш вполне может показывать и называть простейшие геометрические формы - круг, треугольник, шар, куб. Составить понятие о форме предметов поможет сенсорная коробка. Наполните ее сначала шариками разного цвета, размера, материалов, потом кубиками. Предложите малышу изготовить из полос бумаги колечки, цепочки.

Саватеева Марина

Комментариев нет:

Отправить комментарий