вторник, 4 июня 2013 г.

Игры для детей на развитие памяти

 
 
clip_image001
Игры для детей на развитие памяти в раннем возрасте позволят вашему ребенку достичь значительных успехов в жизни.
Память отвечает за запечатление, сохранение и воспроизведение человеком его опыта. Если человек специально старается запомнить какую-нибудь информацию, прилагает для этого определенные усилия, то это – произвольная память.  Если информация запоминается без всяких усилий со стороны человека, то такой вид памяти называется непроизвольным.
У детей развита преимущественно непроизвольная память.
Память человека подразделяется на двигательную, эмоциональную и образную. В раннем детстве при освоении переворотов, ползания, ходьбы работает двигательная память. С помощью эмоциональной памяти ребенок запечатлевает чувства и эмоции, которые он сам переживает. В дальнейшем это помогает ребенку по внешнему эмоциональному выражению других людей прочитывать их внутреннее состояние.
В возрасте от 1,5 до 5 лет из всех видов памяти преобладает образная память. Она, с свою очередь, подразделяется по способу получения информации на зрительную (если запоминают глазами),слуховую (если запоминают ушами), тактильную (если трогают руками), вкусовую и обонятельную.
В своих прошлых статьях я описывала игры для детей младшего дошкольного возраста на развитие восприятия и внимания.
Теперь рассмотрим игры на развитие образной памяти.
Чей это домик? (для детей от 1 года до 3 лет).
Взрослый берет три коробочки и кладет в каждую по одной игрушке. Объясняет малышу, что это — домики: например, розовая коробочка – домик куклы, коробочка с красной крышкой – домик зайки, круглая коробка – домик мишки.
Следует положить в каждую коробочку дополнительно какие-нибудь предметы, например, для куклы – подушечку, для зайки – морковку и т. д.
Теперь попросите ребенка отвернуться и вытащите игрушки. Малыш должен положить каждую игрушку в свой домик. Если ребенок легко справляется с задачей, то можно в тот момент, когда он отвернулся поменять коробки местами.
В этой игре внимание ребенка привлекается к отдельным деталям коробочек, чтобы создать ассоциативные связи для более легкого запоминания. Развивается также зрительная память.
Кто спрятался? (для детей от 1,5 до 5 лет и старше).
Взрослый сажает несколько игрушек в ряд и называет их ребенку. Далее выбирается водящий из игрушек. Ребенок берет в руки эту игрушку. Взрослый объясняет ребенку, чтобы он отвернулся вместе с игрушкой и не подглядывал.
После того, как малыш отвернулся, вы прячете недалеко одну из игрушек и считаете:
Один, два, три, четыре, пять! А теперь иди искать!
Когда ребенок повернется, он должен сначала определить, кто спрятался, а уже потом идти искать.
Если малышу трудно отгадать, кто спрятался, ему надо подсказать, задавая наводящие вопросы.
Чем старше ребенок, тем больше игрушек можно брать и меньше времени отводить на их рассматривание.
Для разнообразия игры водить может взрослый, а прятать игрушки будет ребенок.
В этой игре мы развиваем кратковременную произвольную память, наблюдательность, умение считывать информацию из окружающего пространства.
Кто мишку разбудил? (для детей от 1,5 до 3 лет).
Взрослый заранее готовит «музыкальные инструменты»: молоточек, дудочку, бубен, колокольчик. Далее он берет мишку и начинает его укачивать, напевая песенку. Потом взрослый кладет мишку на диван и говорит ребенку, что тот спит и надо вести себя тихо.
Через некоторое время взрослый начинает звенеть или греметь каким-либо инструментом. У ребенка он спрашивает: «Что же там шумит- звенит, мишке спать не велит?»
Вместе с ребенком вы пытаетесь определить, какой из инструментов шумел.
Далее задание усложняется. Дайте ребенку послушать, какой звук издает каждый инструмент. После этого взрослый будит мишку каким-либо инструментом, а ребенок должен определить, что это за инструмент.
Эта игра развивает слуховую память, активизирует фонематический слух, помогает приобрести опыт ролевой игры.
Завтрак с мишкой (для детей от 2 до 4 лет).
Скажите ребенку, что сегодня мишка будет завтракать вместе с ним. Малыш должен вместе с вами поставить на стол всю посуду для себя и для мишки.
Проговаривайте вслух все, что должен делать ребенок: поставить тарелки, чашки, ложки; положить салфетки. Положить еду в тарелки для себя и для мишки. Налить чай в чашки. Напомните, что надо сказать спасибо, когда поешь.
После 3 лет ребенок накрывает на стол самостоятельно под руководством взрослого.
С помощью этой игры развивается произвольное извлечение информации из памяти.
Что изменилось? (для детей от 2 до 5 лет).
Скажите ребенку, что сегодня вы играете в «занятия», и он будет воспитателем. Малыш должен рассадить парами игрушки по своему усмотрению. Вы обязательно проговариваете, кто с кем сидит. Например, мишка и зайка сидят вместе, за ними сидят кукла Аня и кошечка. Последняя пара – чебурашка и мышонок.
Попросите «воспитателя» выйти из комнаты или отвернуться, а сами пересадите учеников. Потом, когда малыш вернется, пусть рассадит всех так, как было раньше.
Игра развивает зрительную память, а поскольку ребенок сам рассаживает игрушки, включается и двигательная память.
Шапка-невидимка (для детей от 3 лет и старше).
Положите на стол шесть различных предметов: например, коробку, карандаш, тарелку, расческу, кубик, блокнот. Накройте все предметы шапкой. Затем откройте и пусть малыш в течение 30 сек. смотрит на вещи. Потом снова накройте все шапкой. Попросите ребенка назвать предметы, которые он запомнил.
Вы можете  немного помочь ребенку, описав признаки предметов (красный карандаш, синий кубик). Чем старше ребенок, тем большее количество предметов можно прятать. Для ребенка моложе 3 лет число предметов можно уменьшить.
В этой игре мы работаем над увеличением объема кратковременной памяти ребенка.
Дорогие родители! Играйте в эти  простые игры  на развитие внимания со своим  ребенком.  В этом — залог его успешного обучения в школе.
http://dni-rebenka.ru/igryi-dlya-detey/igryi-dlya-detey-na-razvitie-pamyati






























Комментариев нет:

Отправить комментарий